ИДЕМ НА УРОК /

Работа с текстом параграфа дома /пересказ


Конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

Какие требования школа предъявляет к пересказу:

  • в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что текст не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи;
  • В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие правила:

  • рассказ следует пересказывать подробно, близко к тесту (или сжато);
  • анализ содержания, осмысливание;
  • выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;
  • отработка выразительного чтения как подготовка к выразительному рассказыванию;
  • расчленение рассказа, выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа;
  • пересказ фрагментов теста; предварительный («черновой») пересказ, разбор его недостатков и достоинств если возможно, обращение к аналогичным случаям из жизни, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.

Конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

Виды пересказов

 

Выборочный пересказ.

 

Выборочный пересказ, как и выборочное чтение, - это работа над темой. Что, значит, пересказать выборочно? Это, значит, выбрать из текста ту его часть, которая способствует узкому вопросу, узкой теме.

Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.

При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.

Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана.

 

Сжатый пересказ.

 

Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Почему пересказать кратко труднее чем передать содержание прочитанного в полном объеме:

  • так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали
  • приходится самому определять, что в тексте важно и что не очень
  • нужно самому выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков.

Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если пересказчик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Вы должены передать главное содержание своими словами, по-своему.

Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.

 

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

 

Отдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Но здесь мы рассмотрим те случаи, когда перед вами специально ставится задача по перестройке или дополнению текста рассказа.

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

  • пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица.
  • пересказ от лица одного из персонажей - работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений;
  • пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;
  • инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение; составление сценария по рассказу;
  • словесное рисование («что я изобразил бы на картине»).

Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работы, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста.

 

Чтобы успешно справиться с таким пересказом, вы должены войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.


Ссылки на социальные сети geoschool1.ru



Контакты:

Редактор сайта:

Муромцев Максим Геннадиевич - учитель географии школы №1, город Рыбинск

geoschool1@yandex.ru

ВНИМАНИЕ! 

В задачи сайта не входит функция дистанционного взаимодействия учеников, родителей и учителя. Учебные и контрольно-измерительные материалы, портфолио школьника, общение, связь с родителями осуществляется по средствам защищенной образовательной среды Edmodo. 


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com

Линия помощи «Дети Онлайн»